Классически все факторы делятся на – хостовые, текстовые, технические, поведенческие, внешние и коммерческие.

Общие сведения

Для ранжирования сайтов поисковые системы используют множество факторов. Приоритет того или иного фактора зависит от типа сайта (коммерческий/информационный) и его тематики. Со временем приоритеты факторов могут меняться, так как алгоритмы ранжирования поисковых систем не статичтны и зависят от поведения пользователей.  

Классически все факторы делятся на – хостовые, текстовые, технические, поведенческие, внешние и коммерческие.

Для коммерческих сайтов (интернет-магазинов либо сайтов услуг) одними из наиболее значимых на сегодня являются коммерческие факторы ранжирования.

Коммерческие факторы ранжирования – это совокупность характеристик сайта, на основе которых пользователь принимает решение довериться компании и совершить целевое действие: зарегистрироваться на сайте, заполнить форму, получить коммерческое предложение и т.д. 

Можно выделить следующие критерии качества коммерческого сайта:

  • Надежность и безопасность сайта.
  • Удобство использования (юзабилити) – функционал, навигация и т.д.
  • Ассортимент товаров и цены (конкурентоспособность).
  • Качество оказания сервиса (услуги) – программа лояльности, взаимодействие с пользователем.
  • Внешние факторы.
  • Полная и актуальная информация о товаре (услуге).
  • Полная информация о компании.

Каждому критерию соответствуют определенные требования со стороны поисковых систем. Список основных требований с кратким описанием – ниже (сортировка рандомная – не по приоритету).

Безопасность сайта

Одним из основных критериев качества сайта является его безопасность. Для поисковых систем важны следующие факторы, характеризующие надежность сайта:

  1. Наличие SSL-сертификата

Всем коммерческим сайтам, на которых происходит оплата заказа, покупка товара или даже просто имеется форма обратной связи нужно использовать защищённый протокол HTTPS и подключить SSL-сертификат. Технология обеспечивает безопасность передачи данных между пользователем и вами, а её использование напрямую влияет на ранжирование сайта.

  1. Обработка персональных данных 

Согласно российскому законодательству, все интернет-магазины обязаны размещать информацию о персональных данных и их защите. А сами персональные данные должны обрабатываться только с согласия оставившего их пользователя. Законодатель предъявляет следующие требования: 

  • согласие на обработку ПД должно быть выраженным в явном виде;
  • ссылка на политику конфиденциальности;
  • чек-бокс с галочкой.

Функционал сайта и юзабилити

Удобство использования сайта, постраничная навигация, совершение покупок и другие манипуляции с сайтом напрямую влияют на поведенческие показатели.  А они, в свою очередь, являются очень важными факторами для ранжирования сайта в поисковых системах. 

В этой группе мы выделили следующие факторы, отображающие функционал и юзабилити сайта:

  1. Быстрая скорость загрузки сайта

Низкая скорость загрузки — негативный фактор ранжирования в поисковых системах. Эксперты Google считают, что низкая скорость загрузки является самым раздражающим фактором для мобильных пользователей. По опросу, проведенному Google в 2015-ом году, она обошла рекламу, невоспроизводимые видео и редирект на главную страницу сайта. Важно отметить, что это касается исключительно мобильных пользователей — но именно они являются самой активной аудиторией интернета в последние несколько лет.

  1. Сайт адаптивен для Яндекс/Google 

Адаптивность сайта — это возможность сайта правильно отображаться на разных устройствах с различными характеристиками. Яндекс и Google могут по-разному определять, адаптивен сайт к мобильным устройствам или нет. 

  1. Минимальное кол-во полей в форме заказа

Согласно многочисленным исследованиям сложность заполнения данных в форме заказа напрямую влияет на завершение оформление заказа (может достигать 70% отказов). Соответственно максимальное упрощение формы заполнения заказа повысит конверсию сайта, а следовательно улучшит и поведенческие факторы пользователей. 

  1. Купить в 1 клик 

Благодаря множеству исследований в области интернет-маркетинга, стало известно, что чем меньшее количество кликов необходимо сделать пользователю в процессе совершения транзакции, тем больший их процент будет успешным. Если в двух словах – при снижении числа необходимых кликов для совершения покупки уменьшается показатель отказов в процессе оформления заказа. Именно поэтому в ряде интернет-магазинов вместо классической формы заказа или в качестве дополнения к ней внедряется такая возможность, как «Покупка в один клик».  

  1. Поиск на сайте

Поиск по сайту позволяет посетителю быстро найти нужную ему информацию, и положительно влияет на впечатления от ресурса в целом, так как позволяет человеку получить то, за чем он пришел. Соответственно, реализация поиска на сайте улучшает общие показатели поведенческих факторов.

  1. Наличие функционала Корзина

Возможность добавления товара в корзину является важнейшим фактором ранжирования. Также важно упростить оформление заказа – максимально сократить кол-во обязательных полей для заполнения.

Ассортимент товаров, цены

В этой группе собраны факторы, относящиеся к конкурентоспособности сайта с точки зрения цен и ассортимента, а также отображение цен на сайте.  

  1. Наличие цен

Наличие цен на сайте является одним из важных факторов ранжирования. Цены должны быть адекватны и конкурентоспособны и представлены в российских рублях в формате «руб.» или «р.» и доступны для индексации.

  1. Ассортимент

Чем больше товаров/услуг на сайте, тем больше вероятность, что клиент что-то выберет. Соответственно в поиске сначала показываются компании с более широким ассортиментом, чтобы пользователь быстрее нашел необходимое.

  1. Оформление цены

Цены на сайте рекомендуется оформлять следующим образом:

  • Шрифт стоимости товара заметно выделяется.
  • Цена располагается рядом с кнопкой купить.
  • Цена в рублях (без копеек) с указанием руб. или ₽.
  • Если цена по акции — старая перечеркнута, новая выделяется другим шрифтом.

Программа лояльности

Один из эффективных способов привлечь постоянных клиентов – программы лояльности. Программы лояльности интернет-магазинов направлены на то, чтобы завоевать доверительное отношение своих клиентов. Для того, чтобы люди возвращались к вам снова и снова, вы должны повысить их заинтересованность, и предложить нечто большее, чем есть у ваших конкурентов. Имеется в виду не ассортимент, а условия его приобретения, какие-то очень приятные, полезные и выгодные покупателям бонусные программы. 

Для улучшения лояльности посетителей сайта можно использовать:

  1. Акции, скидки, распродажи.
  2. Бонусная система.

Реализация бонусной системы позволит увеличить количество постоянных клиентов, и соответственно приведет к росту продаж.

Взаимодействие с пользователем

  1. Наличие формы обратной связи

Форма обратной связи на сайте – это механизм для общения между посетителем ресурса и его администраторами (менеджерами). Наличие данной формы увеличивает доверие к сайту, а также улучшает поведенческие факторы на сайте, так как пользователь может получить все ответы на свои вопросы в режиме онлайн.

  1. Возможность заказать обратный звонок

Форма обратной связи на сайте – это механизм для общения между посетителем ресурса и его администраторами (менеджерами). Наличие данной формы увеличивает доверие к сайту, а также улучшает поведенческие факторы на сайте, так как пользователь может получить все ответы на свои вопросы в режиме онлайн.

Структура сайта, навигация

В этой группе собраны факторы, относящиеся удобству навигации по сайту, а также к реализации структуры сайта.  

  1. Наличие сортировок 

Для более быстрого поиска товаров на страницах категорий или фильтров должна присутствовать возможность сортировки товара – по цене, по популярности, по названию.

  1. Наличие фильтров

Также как и в случае с сортировкой реализация фильтрации товаров по определенным признакам позволяет быстро найти нужный товар. Также, страницы фильтров в значительной мере увеличивают семантическое ядро за счет дополнительных целевых запросов тематики.

  1. Удаленность любой страницы не больше трех кликов от главной

Правило трёх кликов — неофициальное правило навигации на сайте в веб-дизайне. Оно предполагает, что пользователь должен иметь возможность найти любую информацию не более чем за 3 клика мышью. Основано это на том, что люди якобы расстраиваются и часто покидают сайт, если они не смогли найти нужную информацию в пределах трёх кликов.

  1. Оформление логотипа 

Логотип должен вести на главную страницу сайта, располагаться в одном и том же месте и доступен на всех страницах.

  1. Наличие хлебных крошек

Хлебные крошки должны отображать навигационную цепочку к странице в виде ссылок.

  1. Отсутствие пустых страниц 

На сайте не должно быть пустых страниц – они внушают недоверие у пользователей и негативно сказываются на ранжировании сайта.

  1. Корзина находится в заметном месте 

Корзина должна располагаться на видном месте, и быть доступна с любой страницы сайта.

  1. Кнопка купить

Кнопка “Купить” должна быть оформлена в виде кнопки, а не ссылки. Рядом с кнопкой должна располагаться цена.

  1. Переход на карточку товара

На странице листинга товаров при клике на изображение товара должен осуществляться переход на карточку соответствующего товара.

  1. Оформление меню 

Меню должно состоять не более чем из двух подуровней. Название каждого пункта меню должно начинаться с заглавной буквы.

  1. Оформление кликабельных элементов 

Все кликабельные элементы (ссылки, кнопки и т.д.) должны выглядеть кликабельно и при наведении на них меняется курсор мыши.

  1. Блок вы смотрели 

По мнению аналитиков Яндекса данный блок повышает конверсию сайта и соответственно улучшает поведенческие факторы на сайте. Этот блок можно размещать как на главной странице, так и на страницах категорий либо фильтров.

Подобный блок реализован на многих крупных сайтах на главной странице и страницах категорий. Например, на сайте ozon.ru.

  1. Блок с рекомендуемыми товарами 

На странице карточки товара рекомендуется выводить блок с рекомендуемыми либо сопутствующими товарами. Это улучшает конверсию сайта и поведенческие факторы.

Структура карточки товара

  1. Уникальное и качественное описание товара.
  2. Возможность выбора количества товара.
  3. Наличие отзывов в карточке товара.
  4. Статус товара (в наличие или нет).
  5. Фото хорошего качества.

Информация о компании

  1. Наличие страницы о компании.
  2. Наличие страницы о сроках и условиях возврата товара.
  3. Наличие страницы об условиях доставки.
  4. Наличие страницы о способах оплаты.
  5. Страница контактов отвечает всем требованиям.

По тому, насколько подробно указывается контактная информация на сайте компании, оценивается её коммерческая надёжность. Недостаточно полные данные могут сказаться и на позициях в поисковой выдаче, и на привлекательности в глазах целевой аудитории. Страница “Контакты” должна содержать следующие данные:

  • Полный адрес (почтовый индекс, город, улица, дом, офис), карта (схема) проезда.
  • Телефоны и время работы.
  • Адрес электронной почты (доменный).
  • Виджеты или (и) ссылки на соцсети.
  • Адреса точек самовывоза, Адреса представительств (филиалов).
  • Обратную форму связи.

Внешние факторы

Внешние факторы, такие как наличие и активное ведение соцсетей, наличие отзывов в справочниках и каталогах, актуальная информация о сайте в Яндекс справочнике и Google Business влияет на доверие к сайту и компании в целом, соответственно они являются одними из важных факторов коммерческого ранжирования. К этой группе факторов можно отнести:

  1. Наличие и активное ведение соцсетей  (ВК, Инстраграм, Фейсбук).
  2. Наличие ютуб канала.
  3. Актуальная информации о компании в Яндекс Справочнике и Google Business.
  4. Наличие отзывов на сайт в трастовых каталогах и справочниках (zoon.ru, yell.ru, 2gis.ru и т.д.).

Итог

При продвижении сайта следует помнить, что наличие только нескольких факторов не гарантирует вам высоких позиций в топе. К результату приводит лишь совокупность факторов. Тем временем отсутствие одного ключевого фактора (например, крайне скудный по сравнению с конкурентами ассортимент товара либо отсутствие цен на товарах) гарантировано не даст вам высоких позиций в поиске по высоко конкурентным и высокочастотным запросам. 

Поэтому прежде чем приступать к классическому SEO-продвижению сайта, проанализируйте его на соответствие основным требованиям поисковых систем с коммерческой точки зрения. Возможно, придется кардинально поменять концепцию своего сайта, или даже бизнес-модели.

Статья была полезной?