Классически все факторы делятся на – хостовые, текстовые, технические, поведенческие, внешние и коммерческие.
Общие сведения
Для ранжирования сайтов поисковые системы используют множество факторов. Приоритет того или иного фактора зависит от типа сайта (коммерческий/информационный) и его тематики. Со временем приоритеты факторов могут меняться, так как алгоритмы ранжирования поисковых систем не статичтны и зависят от поведения пользователей.
Классически все факторы делятся на – хостовые, текстовые, технические, поведенческие, внешние и коммерческие.
Для коммерческих сайтов (интернет-магазинов либо сайтов услуг) одними из наиболее значимых на сегодня являются коммерческие факторы ранжирования.
Коммерческие факторы ранжирования – это совокупность характеристик сайта, на основе которых пользователь принимает решение довериться компании и совершить целевое действие: зарегистрироваться на сайте, заполнить форму, получить коммерческое предложение и т.д.
Можно выделить следующие критерии качества коммерческого сайта:
- Надежность и безопасность сайта.
- Удобство использования (юзабилити) – функционал, навигация и т.д.
- Ассортимент товаров и цены (конкурентоспособность).
- Качество оказания сервиса (услуги) – программа лояльности, взаимодействие с пользователем.
- Внешние факторы.
- Полная и актуальная информация о товаре (услуге).
- Полная информация о компании.
Каждому критерию соответствуют определенные требования со стороны поисковых систем. Список основных требований с кратким описанием – ниже (сортировка рандомная – не по приоритету).
Безопасность сайта
Одним из основных критериев качества сайта является его безопасность. Для поисковых систем важны следующие факторы, характеризующие надежность сайта:
- Наличие SSL-сертификата
Всем коммерческим сайтам, на которых происходит оплата заказа, покупка товара или даже просто имеется форма обратной связи нужно использовать защищённый протокол HTTPS и подключить SSL-сертификат. Технология обеспечивает безопасность передачи данных между пользователем и вами, а её использование напрямую влияет на ранжирование сайта.
- Обработка персональных данных
Согласно российскому законодательству, все интернет-магазины обязаны размещать информацию о персональных данных и их защите. А сами персональные данные должны обрабатываться только с согласия оставившего их пользователя. Законодатель предъявляет следующие требования:
- согласие на обработку ПД должно быть выраженным в явном виде;
- ссылка на политику конфиденциальности;
- чек-бокс с галочкой.
Функционал сайта и юзабилити
Удобство использования сайта, постраничная навигация, совершение покупок и другие манипуляции с сайтом напрямую влияют на поведенческие показатели. А они, в свою очередь, являются очень важными факторами для ранжирования сайта в поисковых системах.
В этой группе мы выделили следующие факторы, отображающие функционал и юзабилити сайта:
- Быстрая скорость загрузки сайта
Низкая скорость загрузки — негативный фактор ранжирования в поисковых системах. Эксперты Google считают, что низкая скорость загрузки является самым раздражающим фактором для мобильных пользователей. По опросу, проведенному Google в 2015-ом году, она обошла рекламу, невоспроизводимые видео и редирект на главную страницу сайта. Важно отметить, что это касается исключительно мобильных пользователей — но именно они являются самой активной аудиторией интернета в последние несколько лет.
- Сайт адаптивен для Яндекс/Google
Адаптивность сайта — это возможность сайта правильно отображаться на разных устройствах с различными характеристиками. Яндекс и Google могут по-разному определять, адаптивен сайт к мобильным устройствам или нет.
- Минимальное кол-во полей в форме заказа
Согласно многочисленным исследованиям сложность заполнения данных в форме заказа напрямую влияет на завершение оформление заказа (может достигать 70% отказов). Соответственно максимальное упрощение формы заполнения заказа повысит конверсию сайта, а следовательно улучшит и поведенческие факторы пользователей.
- Купить в 1 клик
Благодаря множеству исследований в области интернет-маркетинга, стало известно, что чем меньшее количество кликов необходимо сделать пользователю в процессе совершения транзакции, тем больший их процент будет успешным. Если в двух словах – при снижении числа необходимых кликов для совершения покупки уменьшается показатель отказов в процессе оформления заказа. Именно поэтому в ряде интернет-магазинов вместо классической формы заказа или в качестве дополнения к ней внедряется такая возможность, как «Покупка в один клик».
- Поиск на сайте
Поиск по сайту позволяет посетителю быстро найти нужную ему информацию, и положительно влияет на впечатления от ресурса в целом, так как позволяет человеку получить то, за чем он пришел. Соответственно, реализация поиска на сайте улучшает общие показатели поведенческих факторов.
- Наличие функционала Корзина
Возможность добавления товара в корзину является важнейшим фактором ранжирования. Также важно упростить оформление заказа – максимально сократить кол-во обязательных полей для заполнения.
Ассортимент товаров, цены
В этой группе собраны факторы, относящиеся к конкурентоспособности сайта с точки зрения цен и ассортимента, а также отображение цен на сайте.
- Наличие цен
Наличие цен на сайте является одним из важных факторов ранжирования. Цены должны быть адекватны и конкурентоспособны и представлены в российских рублях в формате «руб.» или «р.» и доступны для индексации.
- Ассортимент
Чем больше товаров/услуг на сайте, тем больше вероятность, что клиент что-то выберет. Соответственно в поиске сначала показываются компании с более широким ассортиментом, чтобы пользователь быстрее нашел необходимое.
- Оформление цены
Цены на сайте рекомендуется оформлять следующим образом:
- Шрифт стоимости товара заметно выделяется.
- Цена располагается рядом с кнопкой купить.
- Цена в рублях (без копеек) с указанием руб. или ₽.
- Если цена по акции — старая перечеркнута, новая выделяется другим шрифтом.
Программа лояльности
Один из эффективных способов привлечь постоянных клиентов – программы лояльности. Программы лояльности интернет-магазинов направлены на то, чтобы завоевать доверительное отношение своих клиентов. Для того, чтобы люди возвращались к вам снова и снова, вы должны повысить их заинтересованность, и предложить нечто большее, чем есть у ваших конкурентов. Имеется в виду не ассортимент, а условия его приобретения, какие-то очень приятные, полезные и выгодные покупателям бонусные программы.
Для улучшения лояльности посетителей сайта можно использовать:
- Акции, скидки, распродажи.
- Бонусная система.
Реализация бонусной системы позволит увеличить количество постоянных клиентов, и соответственно приведет к росту продаж.
Взаимодействие с пользователем
- Наличие формы обратной связи
Форма обратной связи на сайте – это механизм для общения между посетителем ресурса и его администраторами (менеджерами). Наличие данной формы увеличивает доверие к сайту, а также улучшает поведенческие факторы на сайте, так как пользователь может получить все ответы на свои вопросы в режиме онлайн.
- Возможность заказать обратный звонок
Форма обратной связи на сайте – это механизм для общения между посетителем ресурса и его администраторами (менеджерами). Наличие данной формы увеличивает доверие к сайту, а также улучшает поведенческие факторы на сайте, так как пользователь может получить все ответы на свои вопросы в режиме онлайн.
Структура сайта, навигация
В этой группе собраны факторы, относящиеся удобству навигации по сайту, а также к реализации структуры сайта.
- Наличие сортировок
Для более быстрого поиска товаров на страницах категорий или фильтров должна присутствовать возможность сортировки товара – по цене, по популярности, по названию.
- Наличие фильтров
Также как и в случае с сортировкой реализация фильтрации товаров по определенным признакам позволяет быстро найти нужный товар. Также, страницы фильтров в значительной мере увеличивают семантическое ядро за счет дополнительных целевых запросов тематики.
- Удаленность любой страницы не больше трех кликов от главной
Правило трёх кликов — неофициальное правило навигации на сайте в веб-дизайне. Оно предполагает, что пользователь должен иметь возможность найти любую информацию не более чем за 3 клика мышью. Основано это на том, что люди якобы расстраиваются и часто покидают сайт, если они не смогли найти нужную информацию в пределах трёх кликов.
- Оформление логотипа
Логотип должен вести на главную страницу сайта, располагаться в одном и том же месте и доступен на всех страницах.
- Наличие хлебных крошек
Хлебные крошки должны отображать навигационную цепочку к странице в виде ссылок.
- Отсутствие пустых страниц
На сайте не должно быть пустых страниц – они внушают недоверие у пользователей и негативно сказываются на ранжировании сайта.
- Корзина находится в заметном месте
Корзина должна располагаться на видном месте, и быть доступна с любой страницы сайта.
- Кнопка купить
Кнопка “Купить” должна быть оформлена в виде кнопки, а не ссылки. Рядом с кнопкой должна располагаться цена.
- Переход на карточку товара
На странице листинга товаров при клике на изображение товара должен осуществляться переход на карточку соответствующего товара.
- Оформление меню
Меню должно состоять не более чем из двух подуровней. Название каждого пункта меню должно начинаться с заглавной буквы.
- Оформление кликабельных элементов
Все кликабельные элементы (ссылки, кнопки и т.д.) должны выглядеть кликабельно и при наведении на них меняется курсор мыши.
- Блок вы смотрели
По мнению аналитиков Яндекса данный блок повышает конверсию сайта и соответственно улучшает поведенческие факторы на сайте. Этот блок можно размещать как на главной странице, так и на страницах категорий либо фильтров.
Подобный блок реализован на многих крупных сайтах на главной странице и страницах категорий. Например, на сайте ozon.ru.
- Блок с рекомендуемыми товарами
На странице карточки товара рекомендуется выводить блок с рекомендуемыми либо сопутствующими товарами. Это улучшает конверсию сайта и поведенческие факторы.
Структура карточки товара
- Уникальное и качественное описание товара.
- Возможность выбора количества товара.
- Наличие отзывов в карточке товара.
- Статус товара (в наличие или нет).
- Фото хорошего качества.
Информация о компании
- Наличие страницы о компании.
- Наличие страницы о сроках и условиях возврата товара.
- Наличие страницы об условиях доставки.
- Наличие страницы о способах оплаты.
- Страница контактов отвечает всем требованиям.
По тому, насколько подробно указывается контактная информация на сайте компании, оценивается её коммерческая надёжность. Недостаточно полные данные могут сказаться и на позициях в поисковой выдаче, и на привлекательности в глазах целевой аудитории. Страница “Контакты” должна содержать следующие данные:
- Полный адрес (почтовый индекс, город, улица, дом, офис), карта (схема) проезда.
- Телефоны и время работы.
- Адрес электронной почты (доменный).
- Виджеты или (и) ссылки на соцсети.
- Адреса точек самовывоза, Адреса представительств (филиалов).
- Обратную форму связи.
Внешние факторы
Внешние факторы, такие как наличие и активное ведение соцсетей, наличие отзывов в справочниках и каталогах, актуальная информация о сайте в Яндекс справочнике и Google Business влияет на доверие к сайту и компании в целом, соответственно они являются одними из важных факторов коммерческого ранжирования. К этой группе факторов можно отнести:
- Наличие и активное ведение соцсетей (ВК, Инстраграм, Фейсбук).
- Наличие ютуб канала.
- Актуальная информации о компании в Яндекс Справочнике и Google Business.
- Наличие отзывов на сайт в трастовых каталогах и справочниках (zoon.ru, yell.ru, 2gis.ru и т.д.).
Итог
При продвижении сайта следует помнить, что наличие только нескольких факторов не гарантирует вам высоких позиций в топе. К результату приводит лишь совокупность факторов. Тем временем отсутствие одного ключевого фактора (например, крайне скудный по сравнению с конкурентами ассортимент товара либо отсутствие цен на товарах) гарантировано не даст вам высоких позиций в поиске по высоко конкурентным и высокочастотным запросам.
Поэтому прежде чем приступать к классическому SEO-продвижению сайта, проанализируйте его на соответствие основным требованиям поисковых систем с коммерческой точки зрения. Возможно, придется кардинально поменять концепцию своего сайта, или даже бизнес-модели.